Научно-исследовательская лаборатория «Психолингвистика и прикладная лингвистика»

Руководитель лаборатории: Лебедева Светлана Вениаминовна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации.

Сотрудники: 

1. Захарчук Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.
2. Кривко Ирина Петровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.
3. Стародубцева Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.
4. Дмитриева Елена Васильевна, ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.
5. Ерпилова Елена Игоревна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.
6. Астахова Нина Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации.

          Научно-исследовательская лаборатория «Психолингвистика и прикладная лингвистика» была основана в 2012 году на базе Курской психолингвистической лаборатории. НИЛ занимается исследованиями в области психолингвистики, лингвосемиотики, когнитивной лингвистики и прикладной лингвистики.

          В круг рассматриваемых вопросов входят:

  • теоретические и прикладные проблемы изучения естественного языка;
  • когнитивные аспекты построения лингвистических классификаций и разработка методик оценки качества классификаций;
  • психолингвистические, лингвосемиотические, когнитивные и собственно лингвистические аспекты языковой интерференции;
  • изучение механизмов речевого воздействия.

В рамках вышеуказанных научных направлений проводятся принципиально новые исследования в области разработки теории, методов и приемов анализа языка с позиций современных представлений о характере связи между языком и мышлением, о психолингвистических основах речевой деятельности, о сложном характере семиотической корреляции биологических и социокультурных факторов в процессе речепорождения.

Необходимость подобных исследований подтверждается возрастающим интересом к изучению проблем, связанных с ролью языка как консолидирующего и, одновременно, дифференцирующего фактора в жизни общества. Исследования, посвященные изучению отражения в языке различных аспектов общественной жизни, во время социальных преобразований, приобретают особую актуальность. Актуальности осуществления психолингвистических и лингвосемиотических исследований способствует и растущий спрос на их результаты со стороны других областей знания: теории управления, рекламы, переводоведения, юриспруденции, медицины и др.

Прикладными аспектами исследований, связанными с возможным использованием прогнозируемых результатов для практических целей, являются: разработка системного подхода к анализу проксонимов; информационно-поисковая работа и систематизация данных по собственно лингвистическим, психолингвистическим и когнитивным исследованиям; разработка алгоритмов идентификации семиотических факторов воздействия на механизмы речепорождения и прогнозирования их языковых экспонентов; публикация монографий, учебных пособий, статей; участие в научно-практических конференциях разного уровня; рецензирование учебников, учебных пособий и статей; рецензирование диссертаций, оппонирование кандидатских и докторских диссертаций; составление экспертных заключений по диссертациям.

Проводимая работа способствует привлечению талантливой молодежи в сферу науки, стимулированию интереса преподавателей, аспирантов, студентов – членов СНО к новейшим лингвистическим знаниям, подготовке кадров для научно-исследовательской и научно-педагогической работы, соответствующей требованиям современной науки; созданию благоприятных условий для развития инновационно-образовательной деятельности университета, формированию инновационной среды, в которой станет возможной эффективная адаптация широкого круга образовательных программ и учебно-методических технологий.

Наиболее активными участниками научно-исследовательской лаборатории являются преподаватели кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации. К участию в работе НИЛ приглашается широкий круг исследователей, заинтересованных в изучении заявленной проблематики: ученые-лингвисты, работающие над докладами, статьями или учебными курсами в области психолингвистики, семиотики, когнитивной лингвистики, аспиранты, работающие над диссертациями, студенты, пишущие дипломные работы, участвующие в СНО.

Научно-исследовательская лаборатория «Психолингвистика и прикладная лингвистика» сотрудничает с сектором психолингвистики института языкознания РАН, Тверским государственным университетом, Челябинским государственным университетом. НИЛ является самостоятельным научным подразделением Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» (РАЛК), организованной при поддержке Института языкознания РАН на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Успешность научных проектов, реализованных в рамках этого направления, неоднократно подтверждалась президиумом РАЛК в форме дипломов победителей и лауреатов, а также внутренними грантами КГУ и грантами РФФИ.

ФОРМЫ РАБОТЫ

1. Аккумулирование данных по психолингвистическим, семиологическим и когнитивным исследованиям; создание системы обмена информацией между учеными и школами, чья деятельность связана с данными направлениями.

2. Создание комплексных методик исследования языкового материала на основе психолингвистического, лингвосемиотического и когнитивного подходов; выявление связей между экстралингвистическими факторами и их лингвистическими коррелятами.

3. Разработка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику преподавания языков. Организация консультаций для студентов, магистрантов, аспирантов и других заинтересованных лиц.

4. Работа семинара по проблемам психолингвистики, лингвосемиотики и когнитивной лингвистике. Участие в конференциях различного уровня.

5. Подготовка к изданию научных сборников, монографий, учебно-методических пособий по проблемам психолингвистики, лингвосемиотики, когнитивной лингвистики и прикладной лингвистики.

6. Взаимодействие с другими научными школами и направлениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Возможность реализации результатов в научной и учебной деятельности.

2. Включение в существующие теоретические и практические курсы современных представлений о механизмах и закономерностях речевой деятельности; расширение разделов, включающих описание междисциплинарных, методологических и прикладных аспектов.

3. Обучение студентов,магистрантов и аспирантов особенностям работы с новыми информационными технологиями, основанными на широком использовании компьютерных программ, аудио- и видеозаписей, ресурсов Интернет при создании баз данных и статистической обработке материала; обучение способам репрезентации полученных результатов с помощью мультимедийных средств.

4. Подготовка учебных пособий, предлагающих опыт интеграции новейших знаний в учебный процесс, который может быть использован преподавателями и научными сотрудниками других вузов.

5. В перспективе планируется применение результатов исследований в прикладных целях: реализация комплексной программы исследований слова и текста, создание собственных эмпирических методик, рекомендаций по оптимальной организации текстов рекламного характера и др.

6. По результатам работы Лаборатории издаются: рецензируемый сборник научных статей «Язык и образование», научный рецензируемый журнал «Теория языка и межкультурная коммуникация» (http://tl-ic.kursksu.ru), разрабатываются учебные курсы.

Положение о НИЛ Психолингвистика и прикладная лингвистика.pdf